Шрила Джива Госвами дает определение навязанной веры. Он говорит, что это — лоукика-шраддха, вера, которая появилась под влиянием социума, вера, которая навязана нам обществом.
Есть много вариантов такой веры. Один вариант — это то, что мы родились в этом обществе. Жертвами такой веры являются наши дети. Дети преданных заранее лишены выбора. Их родители не понимают, что для того, чтобы они правильно практиковали Сознание Кришны, они должны чувствовать свою свободу, что они сами делают этот выбор. Они постоянно ощущают давление со стороны своих родителей, давление каких-то ожиданий, которые на них возлагают, и что, в конце концов, происходит?
Когда таких людей в религии становится очень много, людей с навязанной верой, то такая религия обретает статус традиционной. Любая традиционная религия на 90% состоит из людей, которые не сделали свободный выбор, которые присоединились не по велению сердца, которые просто по традиции делают все, что делали до них. Допустим в России христианство. Почему христианство? Потому что мы русские. Раз я русский, значит я христианин.
В результате этого что получается? В результате такой духовности и религиозности первое, что возникает на поверхности, это множество совершенно нелепых обрядов. Людям нужно каким-то образом свою религиозность доказать, показать всем остальным, и поэтому возникают нелепые обряды, но при этом люди не знают, почему они, для чего они. Сейчас многие люди становятся христианами только на могилах своих предков.
На Пасху они идут на кладбище, пьют там водку, и никто не может понять, откуда возникла эта традиция, но все это делают, и люди думают, что все их христианство к этому сводится. Существует множество форм такой нелепой религиозности. Люди тупо совершают какие-то обряды, но они давно забыли, для чего они их делают, по традиции и т.д. Иначе говоря, любые формы веры, которые возникают по принципу социальной зависимости, считаются навязанными, и если мы будем как следует анализировать, на чем основана наша вера, то мы может прийти к печальным выводам, потому что, как правило, людям лень питать свою веру шастрами. Это требует определенных усилий, сосредоточенности, и они начинают питать свою веру непонятно чем.