Арьяма́н (अर्यमन्) переводится как «дружественность», «гостеприимство» — один из ранних ведических божеств.
Арьяман — Адитья, солнечное божество. Его дорогой является Млечный Путь. Он поддерживает сознательную природу Солнца в выполнении его дхармы— управления временем. Как создатель дня и ночи, Арьяман (Солнце) управляет движением времени. Это является примером полного выполнения своих обязанностей.
Во время свадебной церемонии Арьямана призывают в свидетели.
Арьяман — хранитель арийского общества, он следит за прочностью различных уз, которыми объединены члены обществ ариев. Он покровительствует бракам, гостеприимству, свободному движению по дорогам, ритуалам ариев, подаркам и взаимным подношениям.
Арьяман, как и Бхага, является божеством, очень близким к Митре, и даже берущим на себя часть его функций, с той лишь разницей, что Арьяман отвечает за общественное благополучие, а Бхага — за справедливое распределение благ.
Из энциклопедии:
Арьяман (др.-инд. Aryaman, собственно «дружественность», «гостеприимство»), в ведийской мифологии божество класса адитьев.Упоминается в «Ригведе» около 100 раз (обычно с Митрой и Варуной). Образ А. весьма абстрактен. Его характеристики чаще всего общи всем адитьям. Так, он заполняет воздушное пространство, даёт богатства (даже без просьбы). Он сын Адити.Подчёркивается дружественность А. (РВ VI 50, 1; VII 36, 4), благосклонность; он близок к девицам (V 3, 2); его молят о согласии в доме (X 85, 43); как и Бхага, он дарует супруга или супругу («Тандья-Маха-брахмана» XXV 12, 3), процветание. В гимне СурьеА. и Бхага сопровождают брачную пару. Связь А. с Бхагой подчёркивается и в других мотивах (ср. Тайтт.-бр. I 1, 2 4). Вместе с Митрой и Варуной А. объединяет людей (РВ Х 126, 1 и след.); он заставляет их каяться и искупать вину (I 167, 8), он связан сритой. Наряду с нравственным аспектом есть указания и на связи с солнцем, огнём. А. отождествляется с Агни (II 1, 4), упоминается вместе с солярными божествами Сурьей и Сави-таром, однажды (Тайтт.-самх. II 3, 4) непосредственно назван солнцем. Индо-иранские истоки А. очевидны (ср. авест A’ryaman- и т. д.; ср. связь имени А. с названием ариев).
Лит.: Thieme P., Der Frerndling im Rgveda. Eine Studie über die Bedeutung der Wortc: Ari, Arya. Aryaman und Arya, Lpz., 1938; его же, Mitra and Aryman, New Haven, 1957; Bhattacharjl S., The Indian Theogony, Camb., 1970, p. 219-20.
В. Т.